В России действует ряд законов, защищающих права потребителей и покупателей. Столкнувшись с несправедливостью в этой сфере, каждый гражданин имеет право обратиться за защитой своих прав. Эксперты Takzakonno.ru разъясняют, как написать жалобу в Роспотребнадзор, чтобы получить результат.
Функции Роспотребнадзора
Роспотребнадзор обеспечивает контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей на федеральном уровне.
Перечень полномочий надзорного органа содержатся в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, среди функций стоит выделить:
- контроль над санитарно-эпидемиологической ситуацией на предприятиях общественного питания;
- проверка водных объектов на соответствие показателям;
- регулирование создания проектов зданий и их эксплуатации;
- мониторинг условий труда сотрудников организаций, деятельности образовательных учреждений;
- контроль за состоянием почвы и воздуха;
- проверка соответствия объектов гигиеническим нормам;
- защита прав и свобод потребителей и покупателей;
- составление статистической отчётности.
Внимание! Написать жалобу в Роспотребнадзор можно как на магазин, продавший некачественный товар или отказавший в удовлетворении требования покупателя, так и на организацию сферы услуг, если предоставленная услуга не отвечает стандартам качества.
Основания для жалобы в Роспотребнадзор
Перечень тем, по которым можно подать жалобу, законом не предусмотрен. Основанием для обращения в надзорный орган становится любой факт нарушения прав потребителя.
Сайт Роспотребнадзора позволяет написать жалобу без личного присутствия, однако следует помнить, что:
- Анонимная жалоба не влечёт за собой проверку деятельности организации. Об этом говорится в Федеральном законе от 03.07.2016 № 277-ФЗ. Это правило не касается лишь жалоб, размещённых в СМИ.
- Если жалоба содержит клеветнические или ложные утверждения, проверка Роспотребнадзора будет немедленно прекращена.
- С 1 января 2017 года потребитель обязан подать претензию непосредственно в организацию, а при отсутствии реакции или неудовлетворении ее, имеет право обратиться в Роспотребнадзор.
Внимание! Роспотребнадзор вправе взыскать в судебном порядке с заявителя финансовые издержки, возникшие в ходе проверки по ложным фактам.
Содержание жалобы
Законодательно не закреплена форма составления претензии, потому образец того, как правильно написать жалобу в Роспотребнадзор, можно уточнить у юристов Takzakonno.ru, заполнив форму обращения. Однако существует порядок составления документов подобного рода. Так, обязательно должны быть указаны:
- наименование органа, в который направляется обращение;
- данные (в том числе и контактные) потребителя;
- название документа;
- максимально подробное изложение сути претензии с указанием организации, нарушившей права потребителя;
- ссылки на нормы законодательства, согласно которым возможно установить правоту заявителя;
- перечень прилагаемых документов;
- дата и подпись.
Порядок и сроки рассмотрения
Гражданин вправе как написать жалобу в Роспотребнадзор через интернет, так и подать её при личном посещении службы. Независимо от способа направления претензии, законодательство даёт на её регистрацию 3 рабочих дня.
Внимание! Сроки доставки заказной корреспонденции не учитываются как установленные для регистрации обращения.
Общий срок рассмотрения жалобы установлен в ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и равен 30 дням с момента регистрации.
В случаях, когда требуется полное исследование обстоятельств конфликта, Роспотребнадзор вправе удвоить срок рассмотрения жалобы. В этот период будут направлены запросы для получения информации от ответственных организаций. В случае продления срока рассмотрения обращения заявитель в обязательном порядке должен быть уведомлен об этом.
Причины отказа в рассмотрении жалобы
В некоторых случаях жалоба может быть возращена Роспотребнадзором заявителю без рассмотрения. Чаще всего это связано с невозможностью рассмотрения претензии во внесудебном порядке. Основаниями для отказа в ответе на жалобу могут стать:
- отсутствие данных заявителя или его адреса;
- не читаемость текста;
- разъяснение возникшей ситуации требует разглашения охраняемой государством тайны;
- конфликт невозможно решить без вмешательства судебных органов.
Внимание! Устранив причины возврата жалобы, гражданин имеет право направить претензию повторно.
Заявитель должен быть письменно уведомлён о ходе рассмотрения жалобы и, в том числе, о принятом решении о возврате претензии заявителю. Роспотребнадзор обязан указать полный перечень причин, по которым в рассмотрении жалобы было отказано. Сроки для его предоставления совпадают со сроками рассмотрения обращений.
Способы подачи заявления
Допускается несколько вариантов обращения в Роспотребнадзор:
- через сайт Роспотребнадзора можно направить два вида жалоб: требующие проверки или не требующие. В первом случае потребуется авторизация через портал Госуслуги, во втором – придётся заполнить простую форму обращения;
- при личном обращении или почтой необходимо предоставить пакет документов на бумажном носителе. При этом почтовое отправление следует выбрать заказное, поскольку такая форма гарантирует доставку корреспонденции адресату.
Если планируется личное обращение в Роспотребнадзор, следует уточнить часы приёма граждан в отделении по месту жительства заявителя. При этом адрес организации-нарушителя не важен.
Роспотребнадзор создан и функционирует для защиты прав потребителей и покупателей. Обращение в службу, как и в любой государственный орган, является правом гражданина.
Внимание! Взимание платы за приём, регистрацию или рассмотрение жалобы – незаконно.
наименование органа, в который направляется обращение;
данные (в том числе и контактные) потребителя;
название документа;
максимально подробное изложение сути претензии с указанием организации, нарушившей права потребителя;
ссылки на нормы законодательства, согласно которым возможно установить правоту заявителя;
перечень прилагаемых документов;
дата и подпись.
отсутствуют данные заявителя;
текст жалобы невозможно прочитать;
разъяснение возникшей ситуации требует разглашения охраняемой государством тайны;
находится в компетенции судебных органов.